Томская областная детская общественная организация "Хобби-центр"

Отмена Регистрация Забыли пароль?
Переключить режим чтения

Межрегиональная научно-практическая конференция по развитию школьного инженерного образования

7 ноября 2018
Иллюстрация

01-02 ноября 2018 года в период проведения III Всероссийского Форума образовательных практик для педагогических работников прошла научно-практическая конференция «Образовательные практики формирования будущих инженеров» (общее количество участников 227 человек), которая была организована ТОДОО «Хобби-центр» совместно с ТОИПКРО – организацией-партнером проекта «ТраекториУМ: развитие школьного инженерного образования в Томской области» при поддержке Фонда президентских грантов. Целями Конференции были:

  1. подвести итогов работы по проекту;
  2. обобщить и распространить лучший педагогический опыт учителей-предметников естественно-научного направления (математика, физика, астрономия, химия, биология, информатика, экономическая география) для развития школьного инженерного образования Томской области;
  3. повысить качество преподавания предметов инженерного кластера и мотивацию томских школьников.  

Конференция проводилась на базах следующих образовательных организаций г. Томска:

01 ноября с 09:30 до 14:00 – МБОУ Академический лицей (ул. Дизайнеров, 4);

02 ноября с 09.00 до 18.00 – ТПУ, Главный корпус (пр. Ленина, 30), Корпус № 20 (пр. Ленина 2а, строение 5), Детский технопарк «Кванториум» (пр. Ленина, 26), МАОУ Школа «Перспектива» (ул. Никитина, 6), ТОИПКРО (ул. Пирогова, 10).

В первый день работы Конференции состоялось расширенное пленарное заседание, в котором приняли участие спикеры:

  • Огородова Л.М., д.м.н., заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу, г. Томск;
  • Замятина О. М., к.т.н., ректор ТОИПКРО, г. Томск;
  • Трубицын В.А., к.т.н., руководитель по научно-технологической поддержке инноваций в образовании издательства «Просвещение», член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН), г. Москва;
  • Винокурова И.А., учитель начальных классов в Хорошевской прогимназии, г. Москва;
  • Фрумкина Юлия Александровна, педагог-психолог ЧОУ Хорошевская школа, сказкотерапевт, песочный терапевт, г. Москва;
  • Колесникова Т.А., руководитель регионального ресурсного центра «Детский технопарк», ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», г.  Новосибирск;
  • Болотова Е.А., главный специалист отдела регионального развития «Uchi.ru», г. Москва.

Во второй день Конференции участники работали в рамках своих предметных секций, где обозначили ключевые идеи, основанные на анализе представленного педагогического опыта, которые наиболее адекватны целям возрастной организации образовательного процесса по учебным предметам инженерного кластера.

Секции конференции:

1. Практико-ориентированные подходы в процессе обучения географии 

02 ноября 2018 года учителя географии Томской области посетили мастер-классы, объединенные общей темой «Практико-ориентированные подходы в процессе обучения географии», которые были проведены в интерактивной форме, в формате лабораторных и практических работ на базе Инженерной школы природных ресурсов Томского политехнического университета.  

Мастер-класс «Виртуальная геология» позволил учителям почувствовать себя в роли геологов, они исследовали местность, отбирали образцы минералов и горных пород для дальнейшей их классификации, снимали фото и видео материалы для составления отчета. Такое компьютерное путешествие было весьма познавательным и увлекательным.

     

На практикуме «Опасные процессы и явления» учителя географии в интерактивной форме рассмотрели причинно-следственные связи опасных процессов в литосфере, а также в ходе практической работы научились определять устойчивость грунта при строительстве зданий и сооружений.

     

Какую воду мы пьем? Как определить минеральный состав воды? С помощью чего можно определить прозрачность и жесткость воды? На эти и многие другие вопросы были даны ответы в процессе проведения лабораторной работы «Вода вокруг нас».

     

В школе на уроках географии мы учим определять координаты по географической карте. А как рассчитать минуты и секунды по топографической карте? Тем более, что аналогичное задание встречается в каждой практической части регионального этапа ВСОШ по географии. Практикум «Работа с топографической картой» помог педагогам разобраться с этим сложным вопросом.

     

Учителя географии благодарят преподавателей, инженеров, студентов Инженерной школы природных ресурсов ТПУ за интересное, познавательное, увлекательное и практико-ориентированное мероприятие:

  • Гусеву Наталью Владимировну, руководителя отделения геологии ИШПР;
  • Носову Оксану Владимировну, ответственного секретаря отборочной комиссии, ведущего инженера организационного отдела ИШПР;
  • Бракоренко Наталью Николаевну, старшего преподавателя отделения геологии, зам. ответственного секретаря отборочной комиссии ИШПР;
  • Леонову Анну Владимировну, старшего преподавателя отделения геологии ИШПР;
  • Пургину Дарью Валерьевну, инженера отделения геологии ИШПР;
  • Рычкову Ирину Владимировну, доцента отделения геологии ИШПР;
  • Кузнецова Александра Владимировича, заместителя директора ИШПР, начальника отдела цифровых образовательных ресурсов ТПУ;
  • Воробьёву Дарью Андреевну, инженера проблемной научно-исследовательской лаборатории гидрогеохимии ИШПР;
  • Моисееву Юлию Александровну, инженера проблемной научно-исследовательской лаборатории гидрогеохимии ИШПР;
  • Шестакову Анастасию Викторовну, инженера проблемной научно-исследовательской лаборатории гидрогеохимии ИШПР;
  • Кончакову Наталью Викторовну, доцента отделения геологии ИШПР;
  • Басенко Викторию Дмитриевну, студентку отделения геологии ИШПР;
  • Ляпунову Анастасию Павловну, студентку отделения геологии ИШПР.

2. Графические и аналитические методы решения задач с параметром высокого уровня сложности в ОГЭ и ЕГЭ

1 и 2 ноября в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялся очередной семинар Кулабухова Сергея Юрьевича, заместителя генерального директора издательства «Легион» по научно-методической работе.

 В рамках этого семинара были рассмотрены вопросы подготовки к государственной итоговой аттестации, задания профильного уровня по математике: построение сечений многогранников, решение задач в стереометрии, в том числе, методом координат, графические и аналитические методы решения задач с параметром высокого уровня сложности в ЕГЭ.

Слушатели отметили высокий уровень качества проведения занятий и несомненную пользу семинара для подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

Благодарим издательство «Легион» и лично Кулабухова Сергея Юрьевича за отлично проведенную работу.

  

3. Решение логических задач с помощью программирования на блочном языке программирования

2 ноября 2018 г. учителя информатики приняли участие в интерактивном мастер-классе «Решение логических задач с помощью программирования на блочном языке программирования на платформе «Алгоритмика».

Мастер-класс провели сотрудники ООО «Алгоритмика», Международная школа программирования для детей (г. Москва) Девликамова Наира ДмитриевнаЛоктионова Вера Андреевна.

Разработанные занятия на платформе «Алгоритмика» предназначены для начального обучения основам логики и программирования в on-line режиме. Участники семинара получили возможность протестировать работу данной платформы, в интерактивной форме обсудили представленный продукт, а также разработали рекомендации по его доработке.

  

4. Метапредметный подход в преподавании физики и астрономии

2 ноября 2018 года учителя физики и астрономии стали участниками заседания Ассоциации учителей физики Томской области «Метапредметный подход в преподавании физики и астрономии».

В заседании секции приняли участие 46 членов Ассоциации: учителя физики и астрономии, преподаватели вузов г. Томска.

На заседании были затронуты следующие вопросы:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Основными спикерами стали:

  • председатель Ассоциации учителей физики Томской области Трифонова Людмила Борисовна, к.п.н., методист по физике МАУ ИМЦ г. Томска, доцент кафедры развития физического образования ТГПУ, учитель физики МАОУ СОШ №23 г. Томска;
  • сопредседатель Ассоциации учителей физики Томской области Кучина Тамара Николаевна, старший преподаватель ТОИПКРО;
  • секретарь Ассоциации учителей физики Томской области Козина Елена Сергеевна, учитель физики СОШ №19 г.Томска;
  • члены Ассоциации учителей физики Томской области:
Румбешта Елена Анатольевна, профессор кафедры общей физики ТГПУ;
Рыбина Лилия Николаевна, руководитель методического объединения учителей физики ЗАТО Северск, учитель физики МБОУ СОШ № 78;
Кукина Елена Леонидовна, учитель физики СОШ № 37 г. Томска;
Белоусов Георгий Аврамович, учитель физики частного общеобразовательного учреждения Сибирский Институт Развивающего Обучения «Пеленг»;
Ревера Светлана Агафоновна, учитель физики СОШ № 5;
Куракова Ольга Алексеевна, учитель физики МАОУ «СОШ № 4 им. И.С.Черных» г.Томска.

На заседании были обсуждены вопросы о проведении заключительного этапа ВСОШ по физике в г. Томске, о материальном обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Физика».

Члены Ассоциации внесли в резолюцию следующие предложения:

  • обращение в Администрацию Томской области с прошением выделить средства для закупки оборудования с целью подготовки обучающихся к экспериментальному этапу ВСОШ;
  • формирование команды учителей-тренеров по подготовке обучающихся к экспериментальному и теоретическому этапу ВСОШ.

5. Эксперимент в школе: химия, биология, экология

2 ноября состоялась работа секции «Эксперимент в школе: химия, биология, экология», в рамках которой были рассмотрены основные аспекты применения исследовательской образовательной технологии в рамках предметов, а также методологии постановки научного эксперимента как основного эмпирического метода познания. Кроме того, на семинаре впервые был представлен игровой образовательный профориентационный модуль «Магистраль» на интернет-платформе «Агенты будущего», созданный компанией «Игровая инициатива» при поддержке компании «Транснефть». В этот же день Анна Сергеевна Меркулова провела мастер-класс «Организация ученического эксперимента на базе лабораторного комплекса для практической и проектной деятельности по химии», где продемонстрировала возможности лабораторного комплекса компании «Химлабо», который представляет собой автоматизированное рабочее место для организации и проведения проектной и исследовательской деятельности химической направленности на современном научно-техническом уровне.     

Спикеры семинара:

  • Багиров Руслан Толик оглы, к.б.н., доцент Кафедры беспозвоночных животных Биологического института НИ ТГУ;
  • Вторина Елена Вениаминовна, к.пед.н., заместитель начальника Департамента общего образования Томской области, г. Томск;
  • Селюнина Лилия Александровна, к.х.н., инженер-исследователь, старший преподаватель кафедры неорганической химии химического факультета, НИ ТГУ;
  • Иванов Дмитрий Викторович, Директор ООО «Игровая инициатива, разработчик образовательного модуля, г, Томск;
  • Бланк Екатерина Викторовна, специалист по учебно-методической работе кафедры естественно-математического образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Томск.

          В работе мастер-классов и секций приняли участие более 50 человек, учителя химии и биологии школ не только Томской области, но и Красноярского края и Кемеровской области.

 

 

Таким образом, в ходе Конференции было представлено состояние готовности системы образования Томской области к внедрению лучших педагогических практик, обсуждены вопросы повышения профессиональных компетенций учителей, представлены педагогические практики, актуальные для разных ступеней обучения, а также определены стратегические задачи развития физико-математического и естественно-научного образования Томской области на 2019-2025 гг.

Спасибо членам организационного комитета и организациям-партнёрам проекта за участие в работе Конференции!

ФОТО МЕРОПРИЯТИЯ

Наверх